Миздахкан Гяур-Кала Ходжейлинская
Мақола ўзбек тилига таржима қилинмади!
Археологические памятники Каракалпакии:
1)Миздахкан (Гяур-Кала Ходжейлинская)
Миздахан - древний некрополь, находиться неподалеку от города Ходжейли, расположенного на берегу Амударьи. Название города Ходжейли означает "край поломников".
Миздакхан: на площади примерно сто га раскинулось древнее кладбище, возраст которого, по мнению историков, составляет не менее двух тысяч лет. Считается, что это чуть ли не одно из самых древних кладбищ во всей Азии. А ранее согласно хроникам на его месте существовал большой город. Как он назывался изначально, неизвестно, но с приходом ислама его стали именовать Гяур-Кала - "город неверных". Кто они, эти "неверные"? Узбекские ученые считают, что в этом городе жили огнепоклонники - адепты зороастризма и якобы именно отсюда началось распространение этой религии по белу свету. Прямо скажем, что это утверждение спорное, поскольку за право называться родиной зороастризма наряду с Узбекистаном борются Туркменистан и Таджикистан. Например, близ находящегося в Туркменистане города Байрам-Али есть еще одно древнее городище Гяур-Кала, также считающееся родиной зороастризма.
Тысячи странников, посещающих грандиозный некрополь Миздакхан, верят, что именно здесь находится могила Адама, и возведенный над ней мавзолей - это Мировые часы, отсчитывающие срок жизни человечества. Каждый год из древних стен выпадает по одному кирпичу, и когда обрушится последний, наступит конец времен. Но паломники складывают из упавших камней маленькие пирамиды, надеясь на продолжение жизни и исполнение своих желаний. Ученые считают, что Миздахкан, возникший вблизи городища огнепоклонников II-IV веков до нашей эры, и затем превратившийся в одну из самых почитаемых мусульманских святынь Центральной Азии, мог быть памятником народным бедствиям во времена опустошительных войн и природных катаклизмов.
В священной Авесте упоминается город Мазда, построенный в честь Ахурамазды - солнечного бога огнепоклонников. Святилище Миздакхан представляет собой кладбище на трех холмах, первые захоронения в котором датируются II веком д. н.э. Последователи Заратустры не предавали тела умерших погребению, чтобы не осквернять священные для них стихии - огонь, землю и воду, а выносили их на возвышенности, и помещали на плоские крыши погребальных башен - дахма, где их обгладывали хищные птицы. Высушенные солнцем кости собирали в керамические сосуды - оссуарии, и помещали в склепы. На восточном холме Миздакхана есть легендарный бугор Джумрат касаб, по всем признакам выглядящий как погребальная башня, вокруг которой археологи обнаружили множество оссуариев, остатки тканей с золотыми нитями, украшения, монеты, ритуальные светильники.
Святилище Миздакхан - кладбище на трех холмах. Хотя предания Авесты говорят, что пророк Заратустра, происходивший из знатного рода на западе Ирана, начал свою проповедь при дворе царя Виштаспы в Бактрии, занимавшей в древности земли в верховьях Амударьи, близ современного Термеза, известный русский археолог и востоковед С.П.Толстов считал, что родиной зороастризма нужно считать древний Хорезм. Его точку зрения сегодня разделяют многие исследователи. Ведь из шестидесяти трех культовых памятников этой религии, обнаруженных во всем мире, включая Иран, Индию, Афганистан и Пакистан, семнадцать древнейших находятся именно на земле Хорезма. По мнению ученых, средневековая легенда о могиле Адама на Миздакхане - в городе Мазды может быть поздним переосмыслением авестийского мифа о сотворенном Ахурамаздой первом человеке Гайомардане. Автор: Зульфия Салко
|