Ходжейли
В годы независимости узбекские и каракалпакские ученые провели широкомасштабные исследования по изучению богатой и неповторимой истории Ходжейли, его роли и значения в развитии цивилизации. Новые находки и летописные источники свидетельствуют о том, что культура города известна с древнейших времен.
Хакимият города Ходжейли
В отечественной и зарубежной прессе не раз отмечалось, что правительством нашей страны со времени провозглашения независимости большое внимание уделяется возрождению национальных ценностей, сохранению архитектурных ансамблей и мест поклонения, увековечению памяти ученых деятелей, внесших неоценимый вклад в развитие цивилизации. Жемчужинами Востока считаются во всем мире Самарканд, Бухара, Хива, Термез, Шахрисабз, Карши, Маргилан. История каждого из этих городов, признанных ЮНЕСКО наидревнейшими, уходит в глубь тысячелетий. В их число по праву входит и городище Миздахкан (г.Ходжейли). История города наглядно подтвердила, насколько огромны роль и значение города Ходжейли, являющегося гордостью каракалпакского народа, в истории национальной государственности и общественно-политической жизни Каракалпакстана.
По величине городов Хорезма Аль-Мукаддаси предлагает расположить в следующем порядке: Кят и Гургандж, Миздахкан, Дар-ган. Третий по величине город Хорезма — Миздахкан, до сих пор недостаточно обследован. Первое и в течение 30 с лишним лет единственное описание городища Миздахкан, принадлежавшее А.Ю.Якубовскому (1930 г.), не сопровождалось планом. План и отчет о разведывательных работах в Миздахкане были опубликованы профессором В.Н. Ягодиным (1968).
История города Ходжейли (Ходжа эли) специально до сих пор не изучалась. В трудах и исследованиях П.П.Иванова, М.Юл-дашева, А.Садыкова, Я.Гу-лямова, С.К.Камалова, Ю.Брегеля, О.Жалилова, В.Н.Ягодина, М.Мамбетуллаева, Т.Ходжаева, Г.Ход-жаниязова, М.Ш. Кдырния-зова, М.Туребекова, Х.Есбергенова, О.Юсупова и других историков и археологов освещены различные стороны истории и истории культуры Ходжейли. В этом отношении большой интерес представляют архивные материалы, касающиеся прошлой жизни города Ходжейли, который на протяжении более пятисот лет был центром многочисленных исторических, социальных, культурных и политических событий левобережья Амударьи, одним из главных базаров каракалпаков, казахов, туркмен и хорезмских узбеков. Ценные сведения о городе Ходжейли, где в прошлых веках побывали европейские, русские купцы, послы, путешественники и ученые-тюркологи, хранятся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Оренбурга, Астрахани, Ташкента, Хивы, а также в архивных материалах ЦГАРК, ЦГА Ташаузской обл., ЦГА Республики Узбекистан. Начиная с XVII века, в Хивинские посольские дела активно включились люди из рода ходжа, которые считают себя потомками пророка Иакуба и Ходжа Ахмеда Яссауи.
НА СНИМКЕ: "Венеция на Амударье". Рисунок Н.Н.Каразина.
Журнал "Нива", №3, 1886 год.
Город Ходжейли расположен, пишет А.Кун, на канале Суенли, при его впадении в Амударью, и в двух верстах от последней. Город разбросан между садами и крепостной стены не имеет. Общее впечатление, после голой и иссохшей от недостатка воды природы Куня-Ургенча, довольно приятное: здесь манит зеленая чаша садов. При въезде в город по течению Суянли (Суенли), который делит город на две части: западную и восточную, путника встречают большие дома — явное доказательство зажиточности жителей: далее видны лавки, а у моста, соединяющего обе части города, тянется по обе стороны крытый базар, т.е. ряд лавок, занимающих обе стороны дороги.
Название Ходжейли в лексическом переводе означает "урочище рода ходжей". Действительно, город исключительно занят ходжами, потомками Сейд-ата. По этому родоначальнику своему ходжейлийцы — родственники ходже Туркестана. О появлении Ходжейли сохранилось следующее предание: жители Ходжейли рассказывают, что лет шестьсот тому назад сюда перекочевал из Туркестана Аминутдин-Ходжа, по прозванию Алямин-Ходжа. Он решил осесть на месте нынешнего Ходжейли. (1874-600=1274). С течением времени около него стали поселяться узбеки и киргизы, ставшие его мирюдами (учениками). В Ходжейли и поныне сохраняется весьма чтимая жителями города гробница этого святого. Город имеет до 300 лавок и мастерских, пять мечетей, столько же школ, одно медресе и один караван-сарай, где останавливаются приезжие купцы. Прибрежное положение Ходжейли на берегу Амударьи развило здесь рыбный промысел. Несмотря на первобытный способ ловли рыбы, из Ходжейли, Кунграда и их окрестностей, как говорят, ежегодно сплавляется вверх по реке, в Бухарское ханство от 50 до 200 лодок сушеной рыбы, преимущественно сазанов и сомов. Цена на рыбу зависит от спроса ее на бухарском рынке. В дешевое время шесть Хивинских батманов рыбы (равных одному бухарскому) продаются в Ходжейли за 30 тенге, а в Бухаре за 60 тенге: в дорогое же время за то же количество рыбы в Ходжейли платят 6 тиллей или 54 тенги, а в Бухаре — 70-90 тенге. Из Бухары сушеная рыба развозится в Самарканд, Карши, Шахрисябз и Гиссар.
Рассказывают также, что в то время, до войны, сообщение между Ходжейли и Куня-Ургенчем производилось на лодках. Воды в Да-рьялыке было очень много, она шла в него из Амударьи, через Лаузан.
Помимо законных податей и обычаев, торговый люд промышленных городов Ургенджа, Ханков, Хивы, Гур-лена, Ходжейли, Хазар-Аспа, Ташхауза и других торговых центров почти ежегодно вносит особую подать — бай-пули. Этою данью хан облагает всех богатых торговцев в произвольном размере. Налог производится следующим образом: хан посылает в торговые города ярлыки, по которым каждый из них обязан представить правительству заимообразно требуемую сумму.
Известный узбекский археолог, академик Я. Г.Гулямов полагает, что укрепление Ходжейли возникло в XVII в. в связи с расселением узбеков по родоплеменным группировкам, когда род Ходжейли (Ходжа эли, т. е. род Ходжей) был включен в состав группы (тюпе) Мангыт - Нукус.
Видимо с этого времени мы и должны начинать новый отсчет городской жизни на территории города Ходжейли — наследника древнего Миздахкана.
Таким представляется на современном уровне археологических исследований основной исторический костяк археологического комплекса древнего и средневекового Миздахкана. Предстоит огромная исследовательская работа как в поле, так и в лаборатории, прежде чем этот костяк обрастет живой плотью исторических фактов.
Это тем более необходимо в связи с тем, что комплекс Миздахкан находится в зоне современной активной хозяйственной деятельности и подвергается в связи с этим интенсивному разрушению. Целые участки комплекса, еще недавно сохранявшиеся, в настоящее время утрачены полностью.
Наиболее эффективной мерой сохранения комплекса является придание ему статуса археологического заповедника Миздахкан-Гаур-кала-Ходжейли" с изъятием занимаемых им земель из ведения различных землепользователей и передачей их в ведение заповедника.
Необходимо также музее-фицировать (музей под открытым небом, как "Миздахкан-Ходжейли") уже готовые для этого объекта комплексы и разработать программу его дальнейшей музеефикации (маршрут: "Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива - Аяз-кала (комплекс), Миздахкан-Ходжейли").
Ходжейлинский вокзал
В связи с перспективами на музеефикацию необходимо ввести особый режим для любых раскопок на Миздахкане. Безусловным требованием для проведения любых раскопок здесь должна быть обязательна увязка планов раскопочных исследований с планами консервационных и реставрационных работ, включение в программу любых работ, решения вопроса о последующей судьбе исследуемого археологического объекта. Исследователи должны дать однозначный ответ на вопрос: имеется ли необходимость в музеефикации исследованного археологического объекта, какие обязательные работы по его консервации необходимо провести, насколько необходимо проведение на объекте реставрационных работ и т. д.
Для научного изучения на Миздахкане необходима организация постоянного археологического стационара, который должен осуществлять программы многолетних систематических, археологических работ. Очередность объектов для стационарного научного изучения должна обуславливаться, во-первых, вопросами их сохранения или сохранения научной информации, содержащейся в них. В первую очередь, необходимо проведение исследований на археологических объектах, которым по разным причинам грозит в ближайшем будущем полное уничтожение. Во-вторых, изысканием археологических объектов, на которых необходимо проведение консервационных или реставрационных работ с последующей их музее-фикацией и проведение археологических исследований по программам, предусматривающим наряду с прочими решение и этих вопросов. В-третьих, необходимостью получения новых фактических данных для разработки проблем древней и средневековой истории, истории культуры народов Центральной Азии, а также смежных вопросов палеогеографии, этнобиологии, антропологии и т. д.
Особо следует выделить вопрос о первоочередном широком изучении древнейших культурных слоев Миздахкана, что необходимо для научного обоснования проблемы возраста города Ходжейли, являющегося, как это показывают имеющиеся в распоряжении современной исторической науки материалы, одним из древнейших городов Республики Узбекистан.
Археологический стационар на Миздахкане должен также выполнять функции базы для проведения учебной практики студентов-реставраторов, студентов художественных и архитектурных вузов. В качестве первоочередных мер по охране должно быть предусмотрено полное прекращение использования восточного холма комплекса в качестве современного кладбища, а также прекращение любой хозяйственной деятельности по всей площади археологического комплекса древнего Миздахкана.
"Ходжейли" или по-старому "Ходжа эли" — это название одного из племен, вошедших в состав объединения аральских узбеков в XV-XVIII вв. В этом объединении или союзе находились, и коныраты, мангиты, кяты, кипчаки и др. племена.
Название племени состоит из слова "ходжа" в значении "ийе" (владелец, эгоист от слова "эго" — я), "хожайын" — хозяин, "жетекши" ведущий, а слово "ел", или "эл"употреблялось в значении "народ", "имущество", "земля", с суффиксом принадлежности "и" (т.о. "ели" или "эли"). Слова в названии и суффикс принадлежности полностью характерны для тюркских языков.
Название "Ходжа эли" можно рассматривать как возникновение в качестве обобщенного названия нескольких племен.
Так что это за племена? Старцы-ходжейлийцы говорят: "Ходжейли состоял из четырех арысов и двенадцати четвертей". Значит, община племени Ходжа эли состояла из четырнадцати крупных племен и из составляющих их двенадцати четвертей, т.е. родов. Имена отдельных племен сохранились в названиях аулов и мечетей Ходжейли. Это: Ажыу-лы, Таз, Сурим, Карашапак, Курбанак, Шора, Кирпи, Бе-гаул, Кырк, Сары, Найман, Колап, Нурке и т.д. отдельные из них были известны сто, даже еще больше лет назад.
Обзор источников по истории города Ходжейли (Ходжа Эли) свидетельствует, что, начиная с XVII в. низовьях Амударьи, на месте древнего и средневекового Миздахкана, на пересечении караванных путей (Шелковый путь)появились населенные места, которые превратились в город-крепость, возникла таможня на северной границе Хивы, население Ходжейли за свое существование находилось в составе Юргенческого, Аральского и Хивинского ханств, но, несмотря на разные набеги, политические кризисы и борьбу в Хивинском ханстве, город Ходжейли возник, развивался как торговый и административный центр, а также культовое место для полуоседлых и кочевых-племен каракалпаков, узбеков, туркмен и казахов, исторические судьбы которых были едины и отражены в источниках XVII-XIX вв. Таким образом, г. Ходжейли оставил заметный след в этнографической и этносоциальной истории Южного Приаралья.
В 1874 г. зимой в Русском географическом обществе была выставка акварелей художника Н. Н. Каразина, которой летом побывал в низовьях Амударьи, был очарован красотой природы Ход-жейлийского берега Амударьи. Он увидел Ходжейлийский базар, нарисовал картину, на которой изображены Ходжейлийское медресе и мазар Пирим ишана, а также часть караван-сарая. В объяснении к этой картине говорится: "Ходжейли — маленький городок в низовьях Амударьи, между Нукусом и Петро-Александровском, он построен на самом берегу и частью совсем даже выступает в воду длинною улицею хвойных построек: это улица Базарная. Главнейшая торговля этого, населенного преимущественно каракалпаками, городка, ведется водою, на плотах и лодках, почему оригинальное расположение Базарной улицы как нельзя более кстати, да и вызванный, собственно говоря, способом торговли, вид этой Амударьинской Венеции крайне оригинален, а ночью, при свете фонарей даже эффектное впечатление: кипучая, шумная деятельность жителей увеличивает прелесть картины. Только одно, что портит общее впечатление — это невозможный запах кунжутного масла и отбросов". На картине Н.В.Каразина г.Ходжейли действительно очень интересен. Огромное медресе, множество плотов и каюков на канале Суенли, где расположен базар, а также оригинальные шаншкы (трезубец) как символ рыбаков Южного Приаралья! Репродукция картины была помещена в журнале "Нива" № 3 за 1886 г. Об этом 26. 4. 78 г. в Ходжейлийский горотдел культуры сообщил житель
Краснодара Б. С. Черницкий, который просил, чтобы Дом культуры или фойе кинотеатра украсили репродукциями Н.Каразина. К сожалению, его просьба не была исполнена. В 1874 г. капитан Зубов описывает мавзолей Пирим-ишана, который является единственным достопримечательным памятным архитектурным сооружением, сложенным из обожженного кирпича в Ходжейли.
Строительство канала Суенли. 1949 год.
В конце XIX-начале XX века в Ходжейли побывали и упоминали о нем многие русские путешественники — ученые — географы и тюркологи, а также иностранные путешественники. В работах Статкевича, 1889, Таранова, 1885, Маева, 1873, М.Гаха-на, 1882, Риза Кули Мырза, 1875, Мырза Абдурахмана, А. Н. Самойловича, 1908, Грич-фельда, 1903 и других содержатся ценные факты о жизни Ходжейли, их материалы важны для научного понимания социально-экономического и культурного значения Ходжа Эли как торгово-административного города левобережья Амударьи. Впервые план города Ходжейли был снят военными топографами и опубликован в работе (Берлин, 1873 г.), в
1859 г. были попытки глазомерных съемок планов г. Ходжейли лейтенантом Можайским, а также А. Бутаковым. Русский тюрколог А. Н. Самойлович летом 1908 г. побывал на Ходжейлийском базаре, где купил нож-сувенир, рукописи, "Хорезмнаме", "Асхан шейх или Коркут ата". Интересно отметить, что рукописи ученого помечены 1782 г. (1182).
В городе Ходжейли в XIX в. жили узбеки, казахи, рода сагыр (керейти). Территория нынешнего МТП "Ахунбабаев" в древности называлась поселением найманов. С начала XX в. здесь уже жили каракалпаки рода "кыят", те-ристамгала, тиекли, канлы, которые переселились сюда в годы так называемые "ак капшык" — белые мешки, в 1911-1912 гг. каракалпакский род теристамгалы и аральские узбеки жили в городе Ходжейли и его окрестностях еще в XVII-XIX вв. по всей территории низовья Амударьи. По нашим полевым данным, среди населения г. Ходжейли и его окрестностей, в Шуманайском, Чимбайском районах все еще встречаются такие этнонимы, как ашамайлы, найман, кыят, кердери - керейты ходжа, аральские узбеки и др. По родовому делению племя керей состояло из двух крепких объединений: ашамайлы все еще бытует среди каракалпаков, араллы узбеков, туркмен. В XIX-начале XX в. до 1920 года город Ходжейли находился в составе Хивинского ханства и являлся административно-торговым, ремесленным и культурным центром левобережной дельты Амударьи. В 1874 г. город имел до 300 лавок и мастерских, пять мечетей, столько же школ, одно медресе и один караван-сарай, где останавливались приезжие купцы. В связи с близким расположением города у реки здесь был развит рыбный промысел. Из г. Ходжейли, Кунград и их окрестностей, ежегодно сплавлялось вверх по реке в Бухарское ханство от 50 до 200 лодок. Сушеная рыба перевозилась в Самарканд, Карши, Шахрисабз и Гисар. Во второй половине XIX в. правителем (хакимом) г. Ходжейли и его окрестности был Муртаза-бий, который принял участников экспедиции 1874 г. (А. Л. Кун, М. Н. Богданов, Г. И. Крау-зе). Со слов Муртаза бия записан и опубликован самый древний вариант "Шежире", "родословной" тюркояэычных народов Центральной Азии.
В XIX в. главными хлебными рынками в низовьях Амударьи служили Кунград, Ходжейли, Куня-Ургенч и Чимбай, куда приезжали туркмены, казахи-скотоводы для покупки хлеба. Торговля способствовала дальнейшему росту эко- . номики, культуры, взаимосвязей между народами Центральной Азии и Европы. Российский торгово- промышленный капитал проникал в аулы и кишлаки, побуждая дехкан сеять хлопок и семенную люцерну. В окрестностях Ходжейли создаются хлопковые плантации площадью 20 тыс. десятин, с "машинным" (насосным) орошением. В самом г. Ходжейли — до 200 промышленных и 300 торговых предприятий. Аналогичные изменения происходили в общественно-политической и культурной жизни населения.
В результате национально-государственного размежевания на основе постановления второй сессии Центрального Исполнительного комитета бывшего Союза, состоявшейся в г. Москве 14 октября 1924 г., образована Каракалпакская Автономная область, охватывающая только правобережье Амударьи. Например, в начале ноября 1924 г. ЦК РКП (б) и Средаз-бюро РКП (б) приняли Постановление о создании Каракалпакской Автономной области, с присоединением к ней Чим-байского и Шураханс-кого уездов. Народы же левобережья находились в составе Хорезмской народной республики и образовали Каракалпакско-Казахскую область с центром в г.Ходжейли
Старая часть города Ходжейли. 1940 год.
Ее территория охватывала всю современную территорию левобережных районов Республики Ка-ракалпакстан, область делилась на Кунградекий и Ходжейлинский округа. Ходжейлинский округ делится на 6 волостей: Мискин-ата, Лаузан, Кипчак, Каратерен, Ходжа-Ярмыш й Кытай.
Заседание оргбюро РКП (б) Каракалпакской Автономной Области от 17 ноября 1924 года рассмотрело вопрос и приняло Постановление о включении Ходжейлийского, Кунградского уездов, включая и Муйнак, в состав Каракалпакской Автономной области. А. К. Досназаров 27 ноября 1924 г. участвовал в работе Пленума партийных комитетов Ходжейлийского и Кунградского уездов и сделал доклад "О государственном размежевании Средней Азии, присоединении Ходжейлийского, Кунградского уездов к Каракалпакской автономной области». Объясняя сущность национально-государственного размежевания, А. К. Досназаров сказал, что это не изоляция одного народа от другого, а, наоборот, усиление территориально-экономического и традиционно-бытового единства, облегчение руководства отдельными районами. Поэтому при определении границ районов главным фактором считается не этнический состав, а экономическое единство районов.
Ныне в городе Ходжейли по состоянию 1 января 2008 года проживают 143,5 тыс. жителей, из них 73,2 тыс. составляет городское население, общая площадь земли — 853 кв.км., создано 723 фермерских хозяйства, трудятся 16920 частных дехкан, действуют: хлопкозавод, масломолочный, стекольный заводы, мясокомбинат, ковровое, швейные, текстильные предприятия, развита энергетическая и строительная промышленность. Например, с 1961 г. работает Тахиаташская ГРЭС, с 1955 г. — кирпичный завод, с 1965 г. — завод асфальто-железобетонных изделий, с 1952 г. существует железнодорожная связь в республике с центром в г. Ходжейли. Одним из первых среднеспециальных учебных заведении в республике было открыто педучилище, и в г. Ходжейли; здесь также одними из первых созданы МТС и при них курсы по подготовке механизаторов. Эти первые учебные заведения и их выпускники внесли большой вклад в развитие экономики Республики Каракалпакстан. Но вместе с тем и поныне в г. Ходжейли и его окрестностях все еще бытуют и развиваются культурно-бытовые традиции, ремесленный промысел (гончарство — гулал, кузнецкое дело и др.), охраняются памятники истории культуры: гумбезы, сахана, мечеть, мазары, мавзолей и другие культовые, бытовые, обрядовые сооружения XVI-XX вв. Подытоживая все вышеуказанное, можно сказать, что Ходжейли действительно древний город и заслуживает того, чтобы его памятники истории и архитектуры увидели гости нашего края. А для этого, как мы уже отмечали, необходима разработка туристического маршрута и создание инфраструктуры. Возраст Ходжейли, согласно данным ученых — 2500 лет. Однако мало кто об этом знает. Но мы считаем, что город Ходжейли может занять достойное место рядом с древними городами Узбекистана. В этой связи вот еще о чем хотелось бы сказать. В некоторых крупных городах Каракалпакстана есть музеи, посетители которых могут узнать многое об истории этих населенных пунктов. В частности, есть они в Турткуле, Элликкалинском районе. Хотелось бы, чтобы и в Ходжейли был открыт краеведческий или исторический музей. Уверен, желающих посетить его будет немало. Думаю, можно будет найти и экспонаты, знакомство с которыми откроет много нового для представителей молодого поколения и гостей республики.
...Многовековое прошлое, богатейшее культурное наследие, памятники истории и культуры... Эхо ушедших времен доносится до нас через века. Мы читаем историю страны, из сегодняшнего настоящего заглядывая в окно прошлого, и восстанавливаем картину давно минувших эпох. И, как в самом увлекательном романе, нас ждет еще немало загадочного и интересного.
Автор: Данияр Беласаров
|
|
Последние статьи:
ГЛАВА II. РУСТАКИ ГАВХОРЭ
|
(К исторической динамике древней ирригационной сети Хорезма)
«Они провели из нее (реки) каналы и построили на ней города».Ал-Макдиси BGA III 2...
|
|
ГЛАВА I. СТЕНА В ПУСТЫНЕ
|
«КАС — на языке жителей Хорезма — этостена в пустыне, ничем не окруженная».Якут. IV. 222.«И люди построили на берегах ее болеетрех...
|
|
Поэты и писатели Ходжейли
|
Абдусадықов Ҳайытбай
Ҳайытбай Абдусадықов — шайыр.
Ҳ. Абдусадықов 1957-жылы Хожели қаласында туўылған.
Орта мектепти питкергеннен соң дәслеп Тақыятас қ...
|
|
Хорезм и Хазария.
|
Кожинов. История Руси и русского Слова Специальный экскурс: история ХазарииОбщепризнанно, что на рубеже VIII—IX веков государственной религией Хазарского ...
|
|
Фирдаус ал-икбал
|
Мунис и Агахи«Райский сад счастья». Имеет второе название — «Икбал-наме» (*** «Книга счастья»). Автор — Шир-Муха...
|
|
Крепость Довкесен
|
09.12.2001"Моей любви всем причаститься б вам,-Собрать хоть по одной частице б вам,-По капле крови иль по лепестку -Все мое сердце, боль мою, тоску" Навои "Фарх...
|
|
Погода
|