Мазлумхан сулу

Пожалуй, самой романтической легендой овеян мавзолей Мазлумхан Сулу. Она гласит, что мастер, строивший его и заканчивавший работу под куполом, сделал предложение руки и сердца дочери высокопоставленного лица, на которого он работал. Гордая красавица заявила, что полюбит парня, если он бросится вниз. Не раздумывая ни минуты, мастер бросился вниз и разбился о каменный пол. Увидев это, девушка тут же покончила с собой. Позднее здесь были произведены и другие захоронения. А строительная история памятника такова: первоначально в XII-XIV вв. возводится подземная группа помещений. В нишах большого зала через некоторое время совершается два погребения. Затем портал мавзолея разрушается и строится группа наземных помещений и совершается серия погребений в большом и малом залах подземной группы.

Вот как описывают ученые внутреннее устройство мавзолея. Центральный зал — квадратный с тремя глубокими и одной неглубокой нишами. Западная стена помещения открыта аркой в малый зал, перекрытым восьмигранным куполом, облицованным кирпичом с голубой поливой. В северной стене — глубокая ниша, в западной и южной — неглубокие ниши. С севера к большому залу примыкают две темные комнаты со сводами "балхи". В обоих помещениях переход к куполам выполнен системами конструктивных сталактитов, сработанных в виде резных терракотовых блоков. Изящно прорисованные растительные мотивы покрыты слоем нежно-голубой лазури, прекрасно гармонирующей с розовато-желтым терракотовым фоном. Поверхности стен и арок выложены кладкой из кирпича с резными майоликовыми голубыми "бантиками".

В материалах, опубликованных русским ученым А.Некрасовым в сборнике "Записки коллегии востоковедов при Среднеазиатском музее Академии наук бывшего Союза", имеются сведения, относящиеся к комплексу Мазлумхан Сулу, а точнее касающиеся надписей на надгробных камнях. Можно привести отдельные из этих надписей в свободном переводе:

Не останется в стороне и веселье и горе,
Будут и праздник, и печаль,
Будут звучать и най, будет испито вино,
Не будет друзей, не останется близких,
Исчезнут и болезни, и их лекарства,
Не будет удовольствия, не будет нежиться тело,
Никто не спасет вас в час смерти от ее железных когтей
Это две цепи, связанных туго.
Еще: Посмотри на мое положение,
Взгляни на мое положение, но чтобы не сглазить,
Когда превратится мое тело в пепел,
Ты молись хоть как-нибудь,
Жизнь прекрасна, жалко, однако, только не вечна она.

За последние годы на основе легенды местного населения в каракалпакской литературе была создана поэтическая драма. В их говорится (рассказывается) о взаимоотношениях между джигитом по имени Назлым и Кансулу (точнее, быть может, Хансулу). Однако, детям мужского пола, рождающимся среди местного населения, не принято было давать имя Назлым. Если учесть то, что девушка, которая похоронена в мавзолее, вышла из семьи аристократов, то название Назлымхан не внушает доверия. В основе топонима лежит не имя человека, а эпитет, данный этому названию. Духу легенды среди местного населения больше всего соответствует Мазлумхан Сулу (точнее Мазлум Хансулу), что означает на персидском языке: "мазлум" — выстраданный, замученный и Хансулу — имя девушки, или эпитет к нему.

"Дервиши г.Ходжейли". Автор Н.Кара:зин, 1885 год

Необходимо также рассмотреть следующий вариант: в среде тюркских народов имеется имя "Мазлума", характерное для женщин, перешедшее из арабского языка. Сравните: Мазлумахан Сулув — Мазлымхан Су-лув — Назлымхан Сулув или Мазлума — дочь хана — Назлымхан сулув. Вообще этимология данного антропонима требует разностороннего и глубокого изучения. Местное население данный памятник называет также: "домом девушки".
Автор: Данияр Беласаров
 

Поиск по сайту



Последние статьи:


ГЛАВА II. РУСТАКИ ГАВХОРЭ

(К исторической динамике древней ирригационной сети Хорезма) «Они провели из нее (реки) каналы и построили на ней города».Ал-Макдиси BGA III 2...


ГЛАВА I. СТЕНА В ПУСТЫНЕ

«КАС — на языке жителей Хорезма — этостена в пустыне, ничем не окруженная».Якут. IV. 222.«И люди построили на берегах ее болеетрех...


Поэты и писатели Ходжейли

Абдусадықов Ҳайытбай Ҳайытбай Абдусадықов — шайыр. Ҳ. Абдусадықов 1957-жылы Хожели қаласында туўылған. Орта мектепти питкергеннен соң дәслеп Тақыятас қ...


Хорезм и Хазария.

Кожинов. История Руси и русского Слова Специальный экскурс: история ХазарииОбщепризнанно, что на рубеже VIII—IX веков государственной религией Хазарского ...


Фирдаус ал-икбал

Мунис и Агахи«Райский сад счастья». Имеет второе название — «Икбал-наме» (*** «Книга счастья»). Автор — Шир-Муха...


Крепость Довкесен

09.12.2001"Моей любви всем причаститься б вам,-Собрать хоть по одной частице б вам,-По капле крови иль по лепестку -Все мое сердце, боль мою, тоску" Навои "Фарх...


Погода


GISMETEO: Погода по г.Ходжейли

Победа на интернет-фестивале