Главная

В годы независимости узбекские и каракалпакские ученые провели широкомасштабные исследования по изучению богатой и неповторимой истории Ходжейли, его роли и значения в развитии цивилизации. Новые находки и летописные источники свидетельствуют о том, что культура города известна с древнейших   времен.

В отечественной и зарубежной прессе не раз отмечалось, что правительством нашей страны со времени провозглашения независимости большое внимание уделяется возрождению национальных ценностей, сохранению архитектурных ансамблей и мест поклонения, увековечению памяти ученых деятелей, внесших неоценимый вклад в развитие цивилизации. Жемчужинами Востока считаются во всем мире Самарканд, Бухара, Хива, Термез, Шахрисабз, Карши, Маргилан. История каждого из этих городов, признанных ЮНЕСКО наидревнейшими, уходит в глубь тысячелетий. В их число по праву входит и городище Миздахкан (г.Ходжейли). История города наглядно подтвердила, насколько огромны роль и значение города Ходжейли, являющегося гордостью каракалпакского народа, в истории национальной государственности и общественно-политической жизни Каракалпакстана.

По величине городов Хорезма Аль-Мукаддаси предлагает расположить в следующем порядке: Кят и Гургандж, Миздахкан, Дар-ган. Третий по величине город Хорезма — Миздахкан, до сих пор недостаточно обследован. Первое и в течение 30 с лишним лет единственное описание городища Миздахкан, принадлежавшее А.Ю.Якубовскому (1930 г.), не сопровождалось планом. План и отчет о разведывательных работах в Миздахкане были опубликованы профессором В.Н. Ягодиным (1968).

Ходжейли́ (узб. Xoʻjayli, Хўжaйли, каракалп. Xojeli, Хожели) — город в Каракалпакии (Узбекистан), административный центр Ходжейлинского района (тумана). Население — 104,5 тыс. жителей (2009)
По материалам Википедии

История города Ходжейли (Ходжа эли) специально до сих пор не изучалась. В трудах и исследованиях П.П.Иванова, М.Юл-дашева, А.Садыкова, Я.Гу-лямова, С.К.Камалова, Ю.Брегеля, О.Жалилова, В.Н.Ягодина, М.Мамбетуллаева, Т.Ходжаева, Г.Ход-жаниязова, М.Ш. Кдырния-зова, М.Туребекова, Х.Есбергенова, О.Юсупова и других историков и археологов освещены различные стороны истории и истории культуры Ходжейли. В этом отношении большой интерес представляют архивные материалы, касающиеся прошлой жизни города Ходжейли, который на протяжении более пятисот лет был центром многочисленных исторических, социальных, культурных и политических событий левобережья Амударьи, одним из главных базаров каракалпаков, казахов, туркмен и хорезмских узбеков. Ценные сведения о городе Ходжейли, где в прошлых веках побывали европейские, русские купцы, послы, путешественники и ученые-тюркологи, хранятся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Оренбурга, Астрахани, Ташкента, Хивы, а также в архивных материалах ЦГАРК, ЦГА Ташаузской обл., ЦГА Республики Узбекистан. Начиная с XVII века, в Хивинские посольские дела активно включились люди из рода ходжа, которые считают себя потомками пророка Иакуба и Ходжа Ахмеда Яссауи.

НА СНИМКЕ: "Венеция на Амударье". Рисунок Н.Н.Каразина.
Журнал "Нива", №3, 1886 год.

Город Ходжейли расположен, пишет А.Кун, на канале Суенли, при его впадении в Амударью, и в двух верстах от последней. Город разбросан между садами и крепостной стены не имеет. Общее впечатление, после голой и иссохшей от недостатка воды природы Куня-Ургенча, довольно приятное: здесь манит зеленая чаша садов. При въезде в город по течению Суянли (Суенли), который делит город на две части: западную и восточную, путника встречают большие дома — явное доказательство зажиточности жителей: далее видны лавки, а у моста, соединяющего обе части города, тянется по обе стороны крытый базар, т.е. ряд лавок, занимающих обе стороны дороги.

Название Ходжейли в лексическом переводе означает "урочище рода ходжей". Действительно, город исключительно занят ходжами, потомками Сейд-ата. По этому родоначальнику своему ходжейлийцы — родственники ходже Туркестана. О появлении Ходжейли сохранилось следующее предание: жители Ходжейли рассказывают, что лет шестьсот тому назад сюда перекочевал из Туркестана Аминутдин-Ходжа, по прозванию Алямин-Ходжа. Он решил осесть на месте нынешнего Ходжейли. (1874-600=1274). С течением времени около него стали поселяться узбеки и киргизы, ставшие его мирюдами (учениками). В Ходжейли и поныне сохраняется весьма чтимая жителями города гробница этого святого. Город имеет до 300 лавок и мастерских, пять мечетей, столько же школ, одно медресе и один караван-сарай, где останавливаются приезжие купцы. Прибрежное положение Ходжейли на берегу Амударьи развило здесь рыбный промысел. Несмотря на первобытный способ ловли рыбы, из Ходжейли, Кунграда и их окрестностей, как говорят, ежегодно сплавляется вверх по реке, в Бухарское ханство от 50 до 200 лодок сушеной рыбы, преимущественно сазанов и сомов. Цена на рыбу зависит от спроса ее на бухарском рынке. В дешевое время шесть Хивинских батманов рыбы (равных одному бухарскому) продаются в Ходжейли за 30 тенге, а в Бухаре за 60 тенге: в дорогое же время за то же количество рыбы в Ходжейли платят 6 тиллей или 54 тенги, а в Бухаре — 70-90 тенге. Из Бухары сушеная рыба развозится в Самарканд, Карши, Шахрисябз и Гиссар.

Рассказывают также, что в то время, до войны, сообщение между Ходжейли и Куня-Ургенчем производилось на лодках. Воды в Да-рьялыке было очень много, она шла в него из Амударьи, через Лаузан.

Помимо законных податей и обычаев, торговый люд промышленных городов Ургенджа, Ханков, Хивы, Гур-лена, Ходжейли, Хазар-Аспа, Ташхауза и других торговых центров почти ежегодно вносит особую подать — бай-пули. Этою данью хан облагает всех богатых торговцев в произвольном размере. Налог производится следующим образом: хан посылает в торговые города ярлыки, по которым каждый из них обязан представить правительству заимообразно требуемую сумму.

Известный узбекский археолог, академик Я. Г.Гулямов полагает, что укрепление Ходжейли возникло в XVII в. в связи с расселением  узбеков по родоплеменным группировкам, когда род Ходжейли (Ходжа эли, т. е. род Ходжей) был включен в состав группы (тюпе) Мангыт - Нукус.

Видимо с этого времени мы и должны начинать новый отсчет городской жизни на территории города Ходжейли — наследника древнего Миздахкана.

Таким  представляется на современном уровне археологических исследований основной исторический костяк археологического комплекса древнего и средневекового Миздахкана. Предстоит огромная исследовательская работа как в поле, так и в лаборатории, прежде чем этот костяк обрастет живой плотью исторических фактов.

Это тем более необходимо в связи с тем, что комплекс Миздахкан находится в зоне современной активной хозяйственной деятельности и подвергается в связи с этим интенсивному разрушению. Целые участки комплекса, еще недавно сохранявшиеся, в настоящее время утрачены полностью.

Наиболее эффективной мерой сохранения комплекса является придание ему статуса археологического заповедника Миздахкан-Гаур-кала-Ходжейли" с изъятием занимаемых им земель из ведения различных землепользователей и передачей их в ведение заповедника.
Необходимо также музее-фицировать (музей под открытым небом, как "Миздахкан-Ходжейли") уже готовые для этого объекта комплексы и разработать программу его дальнейшей музеефикации (маршрут: "Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива - Аяз-кала (комплекс), Миздахкан-Ходжейли").

В связи с перспективами на музеефикацию необходимо ввести особый режим для любых раскопок на Миздахкане. Безусловным требованием для проведения любых раскопок здесь должна быть обязательна увязка планов раскопочных исследований с планами консервационных и реставрационных работ, включение в программу любых работ, решения вопроса о последующей судьбе исследуемого археологического объекта. Исследователи должны дать однозначный ответ на вопрос: имеется ли необходимость в музеефикации исследованного археологического объекта, какие обязательные работы по его консервации необходимо провести, насколько необходимо проведение на объекте реставрационных работ и т. д.

Для научного изучения на Миздахкане необходима организация постоянного археологического стационара, который должен осуществлять программы многолетних систематических, археологических работ. Очередность объектов для стационарного научного изучения должна обуславливаться, во-первых, вопросами их сохранения или сохранения научной информации, содержащейся в них. В первую очередь, необходимо проведение исследований на археологических объектах, которым по разным причинам грозит в ближайшем будущем полное уничтожение. Во-вторых, изысканием археологических объектов, на которых необходимо проведение консервационных или реставрационных работ с последующей их музее-фикацией и проведение археологических исследований по программам, предусматривающим наряду с прочими решение и этих вопросов. В-третьих, необходимостью получения новых фактических данных для разработки проблем древней и средневековой истории, истории культуры народов Центральной Азии, а также смежных вопросов палеогеографии, этнобиологии, антропологии и т. д.

Особо следует выделить вопрос о первоочередном широком изучении древнейших культурных слоев Миздахкана, что необходимо для научного обоснования проблемы возраста города Ходжейли, являющегося, как это показывают имеющиеся в распоряжении современной исторической науки материалы, одним из древнейших городов Республики Узбекистан.

Археологический стационар на Миздахкане должен также выполнять функции базы для проведения учебной практики студентов-реставраторов, студентов художественных и архитектурных вузов. В качестве первоочередных мер по охране должно быть предусмотрено полное прекращение использования восточного холма комплекса в качестве современного кладбища, а также прекращение любой хозяйственной деятельности по всей площади археологического комплекса древнего Миздахкана.


Автор: Данияр Беласаров
 

Поиск по сайту



Последние статьи:


ГЛАВА II. РУСТАКИ ГАВХОРЭ

(К исторической динамике древней ирригационной сети Хорезма) «Они провели из нее (реки) каналы и построили на ней города».Ал-Макдиси BGA III 2...


ГЛАВА I. СТЕНА В ПУСТЫНЕ

«КАС — на языке жителей Хорезма — этостена в пустыне, ничем не окруженная».Якут. IV. 222.«И люди построили на берегах ее болеетрех...


Поэты и писатели Ходжейли

Абдусадықов Ҳайытбай Ҳайытбай Абдусадықов — шайыр. Ҳ. Абдусадықов 1957-жылы Хожели қаласында туўылған. Орта мектепти питкергеннен соң дәслеп Тақыятас қ...


Хорезм и Хазария.

Кожинов. История Руси и русского Слова Специальный экскурс: история ХазарииОбщепризнанно, что на рубеже VIII—IX веков государственной религией Хазарского ...


Фирдаус ал-икбал

Мунис и Агахи«Райский сад счастья». Имеет второе название — «Икбал-наме» (*** «Книга счастья»). Автор — Шир-Муха...


Крепость Довкесен

09.12.2001"Моей любви всем причаститься б вам,-Собрать хоть по одной частице б вам,-По капле крови иль по лепестку -Все мое сердце, боль мою, тоску" Навои "Фарх...


Погода


GISMETEO: Погода по г.Ходжейли

Победа на интернет-фестивале