Выберите язык: Ққ | Ўзб  |  Рус

Миздахкан

Комплекс древнего и средневекового Миздахкана располагает большими "ресурсами" для организации его широкого показа и вовлечения в орбиту деятельности современной индустрии отечественного и международного туризма. Объектом показа, помимо всего прочего, могли бы быть и сами раскопки, ведущиеся на больших площадях.

Необходимо также рациональное решение вопроса о хранении и экспонировании получаемого в процессе археологических исследований Миздахкана вещественного материала. Оптимальным решением этого вопроса явилась бы организация в рамках археологического музея "Древний средневековый Миздахкан-Ходжейли" с обязательной передачей в его фонды материалов любых исследовательских работ, ведущихся на территории заповедника. Принимая во внимание организацию в перспективе туристических маршрутов "Ташкент-Са-марканд-Бухара-Хива-Аязкала-Миздахкан-Ходжейли", следовало бы проработать вопрос о включении в него комплекса древнего Миздахкана как одного из объектов республиканской туристической компании "Узбекту-ризм".


Особенно бурное развитие города Ходжейли приходится на XVII - XVIII вв. Это было вызвано различными причинами. Прежде всего, в начале XVII в. с изменением направления основного русла Амударьи с юга на север падает значение Приаралья и особенно дельты Амударьи. В сторону г.г.Кунграда, Ходжейли с озера Сарыкамыш переселилось население Узбоя. Здесь особенно активизируется роль таких родоплеменных групп, как кып-чак, канлы, конырат и мангыт, которые образовали такие крупные населенные пункты, крепости, как "Мангыт кала", "Нокис кала" на территории современного фермерского хозяйства "Ташкент", "Инак кала" — на территории фермерского хозяйства "Хамза". Административно-торговым, ремесленно-промышленным центром этих населенных пунктов, крепостей являлся город Ходжейли. Среди горожан существовали цехово-корпоративные объединения и расположение каждого отдельного вида ремесла по кварталам. Определенные кварталы г. Ходжейли в XVII - XVIII вв. служили местом поселения отдельных ремесленников. В центре города, по берегам канала Суенли, располагались кузнецы, ювелиры, за чертой города, на юге, — коншилер, кочевники, на севере — гончары, каждый из них имел свою мечеть, торговые центры ремесленников и т. д. Дороги ориентировались к реке Амударье и сухопутным дорогам, связывающим город Ходжейли с г. Куня-Ургенчем, Хивой, Кунградом и др.


Комплекс Миздақхан

К памятникам XVI - XVIII вв. г. Ходжейли и его окрестностей относятся каналы Суенли, Лаузан, мавзолеи Шамун-Набий, Режеб халфе, Кырык шопан, Жумрад кассаб, Жума масшид (надмогильное сооружение), расположенные на бугре Мазлумхана Сулу.

Основы истории города Ходжейли были заложены в XVII веке. Легенда гласит, что на месте данного города раньше существовал  древний населенный пункт. О происхождении названия города высказывались различные суждения. Даже в отдельных научных трудах встречаются такие поверхностные рассуждения, как, например, "город назывался Ходжейли, ибо здесь жили ходжи, хивинский хан послал нескольких ходжей, поэтому и назывался Ходжейли...". Эти рассуждения основаны на внешней структуре слова и на народном предании.

Во время поездки по Хивинскому ханству А. Л. Кун записал предание о городе Ходжейли, в котором говорится, что начало поселению Ходжейли положил выходец из Туркестана — ишан Аламин-ходжа. По преданию, этот ишан своей благочестивой жизнью привлек к себе многих узбеков, получивших звание мюридов. Поселившись около хижины ишана, они вели замкнутую жизнь, мало общаясь с остальным населением ханства. Во втором поколении урочище стало называться Ходжейли, что означало "род ходжей". Таким образом, предание связывает основание Ходжейли с деятельностью ходжа, принадлежавших к суфийскому братству Яссави.

В центральной части дельты и далее на юг от истоков Карабайлы до Кубетау землями владели нукузы и ке-негесы. В округе Мазлумхан Сулу (Миздахкан) жили ходжа-эли.

Если немного перефразировать слова одного из древних историков Наршахи, то ходжейлинец, попавший в далекую страну не скажет, что он "нукусец", а обязательно с гордостью заявит, что он "ходжейлинец". Если его собеседник не в курсе дела, что существует такой город, тогда ходжейлинец несколько огорчается. Ходжейлинцы считают свой город священным, а его территорию—землей чудесной и мистической, магической. Именно на этой основе появились выражения подобного рода: "Если проживешь семьдесят дней в Ходжейли, то станешь ходжой", "Кто явится в Ходжейли пешком, тот возвращается всадником (т.е. тот приобретет коня)", "Тот воробей, который хоть раз попробовал зернышко, может вернуться даже из Мекки"...

И в самом деле, гордость у ходжейлинцев за свой город возникла не на пустом месте и не без основания. Город этот имеет свою большую историю, великое культурное наследие, местные легенды, традиции, обычаи, нравы, гениальных мыслителей и духовных наставников, а также своих героев. Жители данного города не потеряли традиции и обычаи соблюдать приличие, смелость и принципиальность представителей прежних поколений, высказывать свое решительное слово, где бы и когда бы это ни было, в первую очередь, беречь свой авторитет и честь своей страны, города, когда они берутся за дело. И все это в совокупности у них в душе пробуждает чувство уверенности в том, что они являются патриотами своей земли.

К сожалению, история, культура, этнография, язык, топонимика (топонимы), архитектура и другие параметры этого поистине чудесного города, который в своей истории имеет воистину замечательных людей, до сих пор не стали предметом специального исследования.

Эту священную землю удостоили своим вниманием и такие знаменитые гении своего времени, прославленные на весь мир своими творениями, как Абу Райхан Аль Беруни, Абу Али ибн Сино, Нажиматдин Куб-ра. Происхождение таких топонимов, как Ходжейли, Антакия, Миздахкан, Гяур-кала, Хатеп, Колаб, Кара-шапак, Карпи, Донгизли, Тахиаташ и других может служить темами больших научно-теоретических и монографических исследований, объемистых трактатов.

Входящая в историко-ар-хитектурный комплекс местность между современным Миздакханом и городищем Гяур-кала раньше называлась городом Антакия, а возвышенность (холм), на котором располагался памятник Мазлымхан Сулу, имела название в античности "Кохи Антакия", что означало "гора Антакии".


Автор: Данияр Беласаров
 

Поиск по сайту



Последние статьи:


ГЛАВА II. РУСТАКИ ГАВХОРЭ

(К исторической динамике древней ирригационной сети Хорезма) «Они провели из нее (реки) каналы и построили на ней города».Ал-Макдиси BGA III 2...


ГЛАВА I. СТЕНА В ПУСТЫНЕ

«КАС — на языке жителей Хорезма — этостена в пустыне, ничем не окруженная».Якут. IV. 222.«И люди построили на берегах ее болеетрех...


Поэты и писатели Ходжейли

Абдусадықов Ҳайытбай Ҳайытбай Абдусадықов — шайыр. Ҳ. Абдусадықов 1957-жылы Хожели қаласында туўылған. Орта мектепти питкергеннен соң дәслеп Тақыятас қ...


Хорезм и Хазария.

Кожинов. История Руси и русского Слова Специальный экскурс: история ХазарииОбщепризнанно, что на рубеже VIII—IX веков государственной религией Хазарского ...


Фирдаус ал-икбал

Мунис и Агахи«Райский сад счастья». Имеет второе название — «Икбал-наме» (*** «Книга счастья»). Автор — Шир-Муха...


Крепость Довкесен

09.12.2001"Моей любви всем причаститься б вам,-Собрать хоть по одной частице б вам,-По капле крови иль по лепестку -Все мое сердце, боль мою, тоску" Навои "Фарх...


Погода


GISMETEO: Погода по г.Ходжейли

Победа на интернет-фестивале