Тилни танлаш: Ққ | Ўзб  |  Рус

Шамун Набий

 

Огромный комплекс древностей близ города Ходжейли, известный в научной литературе под именем "Миздахкан", вот уже несколько десятков лет привлекает к себе внимание исследователей. Хронологический диапазон комплекса (от середины 1 тыс. до н.э. до современности), его огромная территория, разнообразие расположенных памятников (развалины города, древний некрополь, остатки ирригационных сооружений, замечательные памятники архитектуры как культовый так и гражданской и т.п.) позволяют подойти к решению круга проблем древней истории, истории средневековья новой истории народов, населяющих территорию нашей республики.
Следует заметить, что данные о Миздахкане начинают в настоящее время все шире использоваться в практике идеологической работы. Одним из аспектов изучения Миздахкана, является изучение религиозных культов и легенд, связанных с комплексом древностей. О некрополе Миздахкана, активно используемого окрестным населением для погребений и в настоящее время, имеется целый ряд мест и сохранений, окруженных особым почитанием мусульман.

Одним из таких сооружений является мазар Шамун Наби, расположенный приблизительно в центре плоской вершины северной части возвышенности, по соседству с курганообразным бугром Жумарт кассаб. По легенде Шамун Наби был известен как искусный маг, к которому люди обращались за различной помощью. Он многим помогал и поэтому не исключено, что, складывая кирпичные столбики желаний, люди должны адресовать свои заветные мысли именно ему. Таким образом, памятник связан и с огнепоклонниками, ожидающими последней битвы добра и зла, и с суфи, знающими "высшую истину", и с дервишами, предсказывающими будущее. Главный фасад подчеркнут порталом и ориентирован на восток. Прямоугольное помещение перекрыто внутри семью последовательно поставленными куполами. Стены сложены комбинированной кладкой из жженого кирпича.

 

По существующей среди верующих легенде, поддерживаемой официальными муллами, в мазаре погребено только тело Шамун Наби. Согласно завещанию, перед тем, как хоронить его, "святому" отрубили ноги. Каковы же были истинные размеры этого богатыря, если длина тела без ног превышает 25 метров? Разумеется, об этих размерах паломники могли судить только по длине могилы.

Необычайная величина гробницы "святого" и некоторые особенности геологического строения местности навели известного географа, проф. Б.А, Федоровича на мысль о том, что эта гробница может содержать кости мезозавра — вымершего животного мелового периода. В прессе уже сообщалось, что в июле 1966 г. специальная комиссия, в составе которой находились археологи, этнографы, палеонтологи, антропологи, философы, с целью выяснения истины произвела вскрытие гробницы и установила, что в ней не содержалось никакого погребения, что захоронение, следовательно, является ложным.

Кому, когда и для чего понадобилось идти на заведомый обман верующих и строить надгробье над несуществующим погребением? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем устройство надгробья, рассмотрим известные нам легенды о Шамун Наби и данные о его мазаре, имеющиеся в письменных источниках.
Надгробье является вариантом широко распространенного в Средней Азии надмогильного сооружения, известного под названием сахана. Приписываемая Шамун Наби сахана находится в семикупольном мазаре, возведенном из сырцового и жженого кирпича разных размеров.


Сахана — узкое сооружение длиной 25x31 см, шириной 1 м. 29 см. высотой 1 м. 07 см. У ее основания находятся две ступени, обегающие са-хану по периметру. Наверху, почти по всей длине надгробья, имеется прямоугольная выкладка из жженых кирпичей.

Нижняя часть стен саханы сложена из жженых квадратных плоско положенных кирпичей, верхняя часть — из кирпичей, положенных на ребро. Внутри сахана пустая. Сверху она перекрыта сводом, выложенным из кирпичей (24x24x6 см), поставленных на ребро. Свод засыпан кирпичным боем и землей и перекрыт уже упоминавшейся кирпичной выкладкой. В западном и восточном концах саханы в стенах имеются небольшие окна.

Высота внутренней полости саханы — 97 см. Нижняя часть ее заполнена глинистыми натеками толщиной 40-43 см. Под натеками оказался пол, выложенный из жженых кирпичей того же размера, что и кладка саханы. Пол этот является полом всего мазара, а сама сахана, таким образом, установлена на этом полу.

Внутренняя полость не содержала никакого погребения и каких-либо признаков, указывающих на то, что погребение когда-либо было. Единственная находка — несколько фрагментов ребер и костей конечностей мелкого и крупного домашнего скота. Интересно отметить, что все они находились в верхнем слое натеков, т. е. они попали в сахану спустя много времени после ее сооружения. Кости находились прямо против окон в боковых стенках саханы. Вполне возможно, что они были специально подброшены служителями культа, чтобы вид костей, видневшихся в окнах саханы, производил впечатление подлинного погребения на верующих.
Пол саханы был вскрыт в трех местах. В восточном конце выкопали шурф глубиной до 70 см. длиной 2 м. в середине длина шурфа 3 м. глубина — 1 м. 20 см; шурф в западном конце имеет длину 3 м. глубину 80 см. Во всех трех шурфах было установлено наличие материковых, т. е. не нарушенных каким-либо перекопами, отложений. Пол саханы и всего мазара оказывается, таким образом, положенным непосредственно на материк. Никаких признаков подземного захоронения (ляхад и его лаз) обнаружено не было.

Мы не располагаем сейчас теми или иными конкретными данными относительно времени сооружения мазара Шамун Наби. В процессе вскрытия установлен лишь факт неодновременности постройки мазара и находящейся в нем саханы. Сначала был поставлен ма-зар, а затем на полу уже готовой постройки — надгробье. Неодновременность сооружения мазара и саханы подтверждается и сведениями информаторов, которые сообщают, что прах Шамун Наби долгое время лежал без памятника. Однажды Шамун Наби явился во сне Аллакули-хану (1825-1842) и просил построить в честь его мазар, что хан и исполнил. В это время, как рассказывают многие старики, хивинский хан строит мазар не только для Шамун Наби, но и для других почитавшихся в народе святых, например, Султан-баба, На-ринджан-баба, Палуан-ата и др. — всего в Хорезме в ту пору было построено 150 мазаров.

В. В. Бартольд отмечал, что наиболее ранние сведения о гробнице Шамун Наби относятся к началу XIX в. О ней упоминается в хивинской истории Муниса-Агехи. Бартольд же отмечает, что в 1867 г. эту могилу посетил хивинский хан. В 1867 г. о мазаре пишет А.Л. Кун. По сведениям, собранным нами у информаторов, постройку мазара следует отнести   к   первой половине XIX в. Ю. В. Кнорозов считает возможно датировать постройку мазара концом XVII — началом XVIII вв. На наш взгляд, наиболее вероятной датой постройки мазара следует считать начало XIX в.

В настоящее время мазар Шамун Наби довольно активно посещается верующими, особенно по средам. Среди посетителей люди различного возраста: от маленьких детей до глубоких стариков. Часть посетителей приходит к мазару для изгнания "болезней" из своего тела, бесплодные женщины обращаются к Шамун Наби с просьбой о ребенке, старики просят у "святого" благополучия на "том свете" .


Автор: Данияр Беласаров
 

Қидирув



Оҳирги мақолалар:


ГЛАВА II. РУСТАКИ ГАВХОРЭ

(К исторической динамике древней ирригационной сети Хорезма) «Они провели из нее (реки) каналы и построили на ней города».Ал-Макдиси BGA III 2...


ГЛАВА I. СТЕНА В ПУСТЫНЕ

«КАС — на языке жителей Хорезма — этостена в пустыне, ничем не окруженная».Якут. IV. 222.«И люди построили на берегах ее болеетрех...


Хожелиден шықкан шайыр-жазыўшылар

Абдусадықов Ҳайытбай Ҳайытбай Абдусадықов — шайыр. Ҳ. Абдусадықов 1957-жылы Хожели қаласында туўылған. Орта мектепти питкергеннен соң дәслеп Тақыятас қ...


Хорезм и Хазария.

Кожинов. История Руси и русского Слова Специальный экскурс: история ХазарииОбщепризнанно, что на рубеже VIII—IX веков государственной религией Хазарского ...


Фирдаус ал-икбал

Мунис и Агахи«Райский сад счастья». Имеет второе название — «Икбал-наме» (*** «Книга счастья»). Автор — Шир-Муха...


Крепость Довкесен

09.12.2001"Моей любви всем причаститься б вам,-Собрать хоть по одной частице б вам,-По капле крови иль по лепестку -Все мое сердце, боль мою, тоску" Навои "Фарх...


Погода


GISMETEO: Погода по г.Ходжейли

Победа на интернет-фестивале