Тилди танлаң: Ққ | Ўзб  |  Рус

Ходжейли - город древней цивилизации

Страницы 135-136

Основы истории города Ходжейли были заложены в XVII в. О происхождении названия города высказывались различные суждения. Даже в отдельных научных трудах встречаются такие поверхностные рассуждения, как, например, «город назывался Ходжейли, ибо здесь жили ходжи, хивинский хан послал нескольких ходжей, поэтому и назывался Ходжейли...» Эти рассуждения основаны на внешней структуре слова и на народной этимологии.

Во время поездки по Хивинскому ханству А.Кун записал предание о городе Ходжейли, в котором говорится, что начало поселению Ходжейли положил выходец из Туркестана ийшан Алемин ходжа.

В центральной части дельты и далее на юг от истоков Карабайлы до Кубетау землями владели кенегесы. В округе Мазлумхан Сулу (Миздахкан) жили ходжаэли.

К сожалению, история, культура, этнография, язык, топонимика (топонимы), архитектура и др. параметры этого поистине чудесного го­рода, который имеет воистину замечательных людей, до сих пор не ста­ли предметом специального исследования.

«Ходжейли» или по-старому «ходжа эли» - это название одного из союза XV-XVIII вв. В этом объединении находились коныраты, кипча­ки, мангиты и др. племена. Название племени состоит из слова «ходжа» в значении «ийе» (владелец, эгоист - от слова «эго» - я), «хожейин» - хозяин, «жетекши» - ведущий, а слово «ел или эл» употреблялось и в значении «народ», «имущество», «земля» с суффиксом принадлежности «и» (т.е. «ели» или «эли»). Слова в названии и суффикс принадлежности полностью характерны тюркским языкам.

Название «ходжа эли» можно рассматривать как возникновение в качестве обобщенного названия нескольких племен, одному из предста­вителей которых было распределено имущество, достойных в то время этого звания или чина, которого присваивали ханы или должностные лица, приравненные к хану, в исторические времена.

Так что это за племена? Старцы-ходжейлинцы говорят: «ходжаэли состоял из четырех арысов и двенадцати четвертей». Значит, община племя ходжэли (ходжа эли) состояла из четырех крупных племен и со­ставляющих их из двенадцати четвертей, т.е. родов. Имена отдельных племен сохранились в названиях аулов и мечетей Ходжейли. Это (они): ажыулы, таз, сурым, карашапак, курбанак, шора, кирпи, бегаул, кырык, сары и т.д. отдельные из них были известны сто лет, даже еще больше лет назад.

Четыре арыса, двенадцать четвертей - всего должно быть шестна­дцать. Если будем считать, что одну четверть ходжэлийского союза со­ставляли ходжи, то остается одиннадцать. К сожалению, нам до сих пор неизвестно, какие из родов считались (находились) или выполняли функции арыса в ходжэлийском союзе, а какие в роли четверти. Может быть (возможно) четыре арыса ходжэлийского союза составляли найманы, колапы, жалаиры, уйгуры и тому подобные крупные роды, а они, в свою очередь, возможно, разделились на карашапак, ажыулы, таз и др. малые роды. На территории Ходжейли в целом и его окрестностях име­ются также географические названия местностей, этнотопонимы, как Арка, Сурым, Найман аул, Шор аул, Колап аул, Сарыширик, Бозхаули, Байногай, Наймантуба и др. А вот такие топонимические названия, как Сарайкуль, Саманкуль, Сарышунгуль, Акшунгуль и др. напоминают названия племен и родов. Вот если изучать их этимологию, то мы бы получили многие ценные, может быть для нас даже бесценные, богатые материалы и сведения.

Д.Беласаров. Узбекистан, Нукус


Автор: Данияр Беласаров
 

Қыдырыў



Ақырғы мақалалар:


ГЛАВА II. РУСТАКИ ГАВХОРЭ

(К исторической динамике древней ирригационной сети Хорезма) «Они провели из нее (реки) каналы и построили на ней города».Ал-Макдиси BGA III 2...


ГЛАВА I. СТЕНА В ПУСТЫНЕ

«КАС — на языке жителей Хорезма — этостена в пустыне, ничем не окруженная».Якут. IV. 222.«И люди построили на берегах ее болеетрех...


Хожелиден шықкан шайыр-жазыўшылар

Абдусадықов Ҳайытбай Ҳайытбай Абдусадықов — шайыр. Ҳ. Абдусадықов 1957-жылы Хожели қаласында туўылған. Орта мектепти питкергеннен соң дәслеп Тақыятас қ...


Хорезм и Хазария.

Кожинов. История Руси и русского Слова Специальный экскурс: история ХазарииОбщепризнанно, что на рубеже VIII—IX веков государственной религией Хазарского ...


Фирдаус ал-икбал

Мунис и Агахи«Райский сад счастья». Имеет второе название — «Икбал-наме» (*** «Книга счастья»). Автор — Шир-Муха...


Крепость Довкесен

09.12.2001"Моей любви всем причаститься б вам,-Собрать хоть по одной частице б вам,-По капле крови иль по лепестку -Все мое сердце, боль мою, тоску" Навои "Фарх...


Погода


GISMETEO: Погода по г.Ходжейли

Победа на интернет-фестивале